Top100
Поиск: реферат, курсовая, диплом
Поиск рефератов [+]

Студик.ру / Банк рефератов / Ботаника и сельское хоз-во /

Размножение папоротников в оранжерейных условиях

Министерство образования Российской Федерации Уссурийский государственный педагогический институт

Черных Татьяна Анатольевна

Размножение папоротников в оранжерейных условиях

Дипломная работа

Научный руководитель: к.б.н., доцент В.Д. Фролов

Работа допущена к защите

________________________

Зав. кафедрой ботаники, к.б.н., доцент

_____________ Прокопенко О.И.

Уссурийск, 2000 Оглавление

Введение ........................................................................................................... Глава I. Общие представления о размножении растений............................ 1.1. Вегетативное размножение...................................................... 1.2. Собственно бесполое размножение...................................... 1.3. Половое размножение...........................................................

Глава II. Материал и методика исследования.......................................... Глава III. Ботаническая характеристика объектов исследования.......... 3.1. Общая характеристика отдела Папоротниковидные..... 3.2. Адиант венерин волос (Adiantum capillus-veneris L.)........................................................................ 3.3. Птерис критский (Pteris cretica L.)................................... 3.4. Асплениум луковиценосный (Asplenium bulbiferum G. Forst.)...................................................................................... 3.5. Листовик обыкновенный (Phyllitis scolopendrum (L.) Newm.)............................................................... 3.6. Циртомиум серповидный (Cyrtomium falcatum (L.) Presl.).............................................................................................. 3.7. Нефролепис возвышенный (Nephrolepis exaltata Schott.)............................................................................... 3.8. Флебодиум золотистый (Phlebodium aureum (L.) G. Smith).....................................................................

Глава IV. Размножение папоротников....................................................... 4.1. Вегетативное размножение папоротников....................... 4.2. Размножение папоротников спорами.............................. 4. Цикл развития Циртомиума серповидного.......................... 4.4. Использование полученных материалов в курсе ботаники средней и высшей школы................................. Выводы......................................................................................................... Литература...................................................................................................

Введение Актуальность темы. Роль растений в жизни человека и всех живых существ велика. Только зеленые растения способны преобразовывать энергию Солнца, поставляя тем самым для других организмов кислород и органические вещества. В результате деятельности растений воздух в городах очищается от газообразных примесей, сажи, пыли, выделяемых автотранспортом и промышленными предприятиями. Аналогичную роль выполняют и комнатные растения. Но, выращивая в своих квартирах цветы, человек преследует отнюдь не утилитарные цели. Зеленые растения украшают наше жилище, скрашивают тоскливую зимнюю пору, поднимают настроение, воспитывают доброту, любознательность, приучают к аккуратности. Выращивание растений в закрытых помещениях уходит в глубокую древность. Вначале человек отдавал предпочтение
лекарственным, пряноароматическим, пищевым и другим хозяйственно ценным растениям. Позднее в квартирах появились декоративнолистные и декоративноцветущие растения. Существенно пополнился ассортимент оранжерейных растений благодаря крупным географическим открытиям. Первопроходцы привозили из экспедиций новые, до сего времени неизвестные диковинные растения. В результате в наших оранжереях и комнатах появились растения из тропиков и субтропиков Америки, Африки, Азии, Австралии. Популярность комнатных растений с каждым годом продолжает расти. На это указывает и большое количество литературы, издаваемой по данному вопросу. В последние годы вышли из печати книги Н.Г. Никонова (1978), Г.К. Тавлиновой (1982, 1996), Г.А. Агеевой и К.Г. Лавровой (1992), Н.В. Вороновой (1992), Д.Б. Кудревца (1993), Д.Г. Хессайона (1995), С.О. Герасимова и др. (1997) и многие другие. Не последнее место среди комнатных растений занимают папоротники. Это очень многоликая и разнообразная группа высших растений. В настоящее время насчитывают более 12 000 видов папоротников. Около двух третей из них растут в тропиках, а оставшаяся треть населяет умеренные области земного шара (Рейвн и др., 1990). В оранжерейной культуре папоротники появились во второй половине XVIII в. и сразу привлекли внимание садоводов. В Англии особенно они были популярны в викторианские времена (XIX в.). В настоящее время самая крупная коллекция папоротникообразных (около 1 200 таксонов) собрана в ботанических садах Кью, в Англии (Catalogue..., 1984). В России лучшая оранжерейная коллекция папоротников находится в Ботаническом саду БИНа и насчитывает свыше 400 видов (Арнаутова, 1987). По утверждению Д.Г. Хессайона (1995), более двух тысяч видов папоротников пригодны для выращивания в закрытом грунте. Некоторые виды папоротников (Птерис критский, Нефролепис возвышенный, Циртомиум серповидный, Флебодиум золотистый, Адиантум венерин волос, Платицерум и другие) можно с успехом выращивать в условиях гидрокультуры (Khle, 1980). В жизни человека комнатные растения находят широкое применение. Некоторые из них используются в медицине при лечении заболеваний (Гаммерман и др.. 1963; Машковский, 1977; Муравьева, 1983; Пастушенков и др., 1990; Шретер, 1992), в косметике (Пашина, 1993), в ветеринарии (Рабинович, 1987). В качестве пищевых растений в оранжерейных условиях выращивают отдельные сорта томата, перца, огурца, баклажана (Хессайон, 1995). Но, все же, основная роль, отводимая растениям это украшение наших квартир. Комнатные растения, и, в частности, папоротники, могут дать интересный материал для учителя биологии. Целый ряд интересных опытов с комнатными растениями, которые можно провести в школе, изложены в книге Н.М. Верзилина (1954). На примере ряда папоротников (Асплениум, Нефролепис, Флебодиум и др.) ученики могут познакомиться с различными формами вегетативного размножения. Размножение и выращивание папоротников из спор предоставляет для учителя хорошую возможность познакомить учащихся с одним из основных явлений в растительном мире чередованием спорофита и гаметофита в цикле развития растений. Здесь учитель может показать особенности анатомического и морфологического строения гаметофита папоротников, познакомить со строением гаметангиев антеридиев и архегониев. Представители трех семейств папоротников (Марсилеевые, Сальвиниевые, Азолловые) освоили водную среду и являются прекрасными аквариумными растениями (Комнатный аквариум..., 1964; Жданов, 1973; Махлин, 1976, 1990; Золотницкий, 1993;
1 2 3 4 ...    последняя
НА САЙТЕ:
,
,
Rambler TOP100 Яндекс цитирования