Top100
Globo Clicks - партнерские программы

Студик.ру / Рефераты / Государство и право /

Федерализм и регионализм

Федерализм и регионализм - 4 час.

1. Западные концепции федерализма. Основные характеристики фе- деративного государственного устройства. 2. Причины и пути создания федераций. Базовые принципы федера- тивного государства. Виды федерализма. 3. Конгруэнтные и неконгруэнтные федерации. Национально-куль- турная автономия. 4. Региональный уровень управления в унитарных государствах. Причины и цель реорганизации.

_2ЛИТЕРАТУРА:

1. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф.Федерализм в истории России. В 3 кн. Кн.1. - М.: Республика, 1992. 2. Аболин О.Ю. Всемирный и европейский федерализм: вероятные перспективы//Полис. - 1994. - N 5. - С. 142-149. 3. Макарычев А.А. Федерализм и регионализм: европейские тради- ции, российские перспективы//Полис. - 1994. - N 5. - С. 152-156. 4. Натан Р.П., Хоффман Э.П. Современный федерализм//Междуна- родная жизнь. - 1991. - N 4. - С. 34-48. 5. Осбори Р. Национальное самоопределение и целостность госу- дарства//Общественные науки и современность. - 1993. - N 5. - С. 122-126. 6. Остеруд О. Суверенная государственность и национальное са- моопределение//Этнографическое обозрение. - 1994. - N 2. - С. 18-26. 7. Шестопал А. Из мирового опыта федерализма//Общественные на- уки и современность. - 1994. - N 1. - С. 99-103. .

- 2 -

_21. Западные концепции федерализма. _2Основные характеристики федеративного _2государственного устройства.

_2Федерализм _0представляет собой такую политическую органи- зацию, при которой государственное управление разделено между региональными и центральным правительством таким образом, что каждый из уровней управления имеет право принимать окончатель- ные решения по определенным видам деятельности. В этом определении следует обратить внимание на два основных момента. _1Во-первых_0, основу федерализма составляет гарантированное разделение власти между центром и региональными правительства- ми. _1Во-вторых_0, субъектами федерации являются регионы, т. е речь идет о территориальном разделении власти, при котором субъекты федерации определены географически.

В дополнении к основным характеристикам федерализма можно выделить еще пять вторичных характеристик:

_21. Наличие письменной конституции. Разделение власти должно быть четко определено: и цент- ральному , и региональным правительствам необходимы твердые гарантии, что предоставленные им права не могут быть аннулиро- ваны. Конечно, никакая конституция не может служить абсолютной гарантией, тем не менее она является необходимым компонентом федерализма.

_22. Двухпалатный парламент. Высший законодательный орган федеративного государства, как правило, состоит из двух палат: первая представляет насе- ление страны в целом, а вторая - субъекты федерации.

_23. Право субъектов федерации принимать участие в изменении фе- _2деральной конституции и самостоятельно вносить изменения в _2собственную конституцию. Как правило, изменения федеральной конституции не могут быть проведены без выраженного в той или иной форме согласия субъектов федерации. Оно может быть выражено верхней палатой парламента, представляющей субъекты федерации, и/или одобрени- ем со стороны по крайней мере большинства законодательных ор- ганов субъектов федерации или референдумами, проводимыми в субъектах федерации. Пожалуй, единственным исключением в этом плане является _1Австрия_0, где изменения в конституцию могут быть внесены просто низшей палатой парламента большинством
в две трети голосов.

В то же время в случае наличия собственной конституции субъекты федерации имеют возможность менять ее по своему усмотрению в рамках полномочий, предоставленных им в соот- ветствии с федеральной конституцией. Один из положительных мо- ментов наличия своих конституций/уставов в субъектах федерации связан с тем, что в этом случае они имеют возможность экспери- ментировать по своему усмотрению с организационными формами управления. В случае успеха такой эксперимент может быть поле- зен как для других субъектов федерации, так и для всей федера- ции в целом.

- 3 -

На практике, однако, почти везде мы видим практически __полный изоморфизм между структурой центральных органов управ- __ления и органов управления субъектов федерации. Так например, в США губернаторы штатов практически высту- пают в роли "президентов" и избираются по мажоритарной систе- ме. Аналогично после введения президентской формы правления в России началось повальное введение постов президента в авто- номных республиках. Претендуют на эту роль и мэры крупнейших городов России: Москвы и Петербурга, являющихся субъектами фе- дерации. Есть однако и ряд _1исключений_0. Так, скажем, в республике _2Коми_0, где идея президентства не получала необходимой поддерж- ки, вместо этого был введен пост Главы Республики, соединяющий в себе функции главы государства и главы исполнительной власти в отличии от президента Российской Федерации, который является главой государства, в то время как исполнительная власть возг- лавляется премьер-министром. Встречаются исключения и в других странах. Так, для всех германских земель характерна парламентская система, но в Бава- рии премьер-министр не может быть смещен путем вынесения ему вотума недоверия. Пропорциональная система представительства характерна для избирательной системы Швейцарии как на феде- ральном уровне, так и на уровне большинства кантонов, но в нескольких небольших кантонах используется мажоритарная систе- ма. Однако эти и ряд других примеров не опровергают общей до- минирующей тенденции - тенденции к унификации систем госу- дарственного управления на уровне федерации в целом и отдель- ных ее субъектов.

_24. Равное или непропорционально сильное представительство не- _2больших субъектов федерации в верхней палате парламента. Поскольку все субъекты федерации имеют равное представи- тельство (Россия, США, Швейцария - по два представителя, Австралия - по десять представителей) небольшие субъекты полу- чают преимущество, так как их небольшое население имеет такое же представительство, как население крупных образований. В германском бундесрате и канадском сенате нет равного предста- вительства субъектов федерации, однако меньшие по численности населения единицы имеют определенные преимущества в представи- тельстве, не соответствующие пропорциональному соотношению численности населения в них. _1Исключением_0 опять является Австрия, где в бундесрате представительство земель примерно пропорционально численности их населения.

_25. Децентрализация государственного управления. Измерение степени централизации/децентрализации представ- ляет значительную трудность. Чаще всего за основу берутся расходы и доходы центра и регионов. Поскольку между доходами и расходами существует определенное соответствие, используются и те и другие показатели, однако многие исследователи считают, что целесообразнее оценивать в целом распределение ресурсов между различными уровнями
1 2 3 4 ...    последняя
На сайте:
,
,
Rambler TOP100 Яндекс цитирования