Top100
Поиск: реферат, курсовая, диплом
Поиск рефератов [+]

Студик.ру / Банк рефератов / Литература зарубежная /

Особенности жанра "страшного" рассказа А.Г. Бирса

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Особенности жанра «страшного» рассказа А.Г. Бирса

Дипломная работа

студентки V курса филологического факультета дневного отделения Лебединцевой Марии Владимировны

К защите допущена. Заведующий кафедрой зарубежной литературы и художественной культуры БашГУ, доктор филологических наук, профессор Федоров А.А. Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Морозкина Е.А.« … »……………………2000 года « … »…………………2000 года

Уфа 2000 Содержание

Введение 3 Формирование жанра «страшного» рассказа 7 Особенность традиции 7 Амброз Бирс и американский фольклор 30 Роль двойной концовки в композиции новелл Амброза Бирса 45 Общность художественных приемов в «страшных» и сатирических рассказах Амброза Бирса 51 Заключение 67 Список литературы 70 Приложение. Список рассмотренных произведений Амброза Бирса 74

Введение

Амброз Грегори Бирс (Ambrose Gregory Bierce, 1842-1913) известный американский писатель, творивший на рубеже веков. Новеллистика его отличается тематическим разнообразием: здесь и произведения, написанные в традиции «страшных» рассказов Эдгара По, и сатирические зарисовки в духе Марка Твена, и новеллы, посвященные горькому уделу простого человека в Америке конца XIX века. Амброз Бирс - «человек, сам себя сделавший», «self made man», как говорят американцы. Он переменил множество профессий, потом поступил в военную школу в Кентукки и всегда очень много читал. После Гражданской войны он начинает писать стихи, рассказы, очерки, статьи; становится корреспондентом газеты «Ньюз Леттер», колумнистом и тридцать лет подряд сотрудничает в разных газетах и журналах; на несколько лет уезжает в Англию, где тоже успешно работает в прессе. По возвращении Бирс становится одним из организаторов Клуба богемы, а в 1887 году фактическим редактором «Сан-Франциско Экземинер». Бирс - один из самых ярких, примечательных людей своего времени, но как писатель при жизни был почти неизвестен. В отличие от Брет Гарта, Джека Лондона и других, его дебютный рассказ («Долина призраков»), как и первый сборник «Самородки и пыль» (1872), остался без внимания. К его книгам критика и читатели начали обращаться лишь в двадцатые годы XX века. Лучшее из созданного им востребовано те самые рассказы, которые отвергались современниками, пылились в ящиках письменных столов издателей. Первый сборник рассказов Бирса в нашей стране вышел в 1926 году («Настоящее чудовище»), в 1928 году в «Вестнике иностранной литературы» публиковались афоризмы из «Словаря Сатаны». В 1938 году вышел второй, гораздо более полный сборник. С тех пор его рассказы выходили достаточно регулярно. Исследование творчества Амброза Бирса представлено в отечественном литературоведении общими обзорами его творчества в работах Анисимова И., Елистратовой А., Кашкина И., Николюкина А., диссертацией на соискание ученой степени кандидата филологических наук Танасейчук А.Б. (1989); творчеству Бирса посвящены главы в трудах зарубежных критиков В.В. Брукса, Р. Спиллера, В.Л. Паррингтона. Цель дипломной работы - проследить развитие жанра психологической новеллы в творчестве Бирса, а именно, его «страшных» рассказов и выявить индивидуальные особенности художественного метода Бирса. В критической литературе справедливо отмечается влияние, оказанное Э. По и, в частности, его теорией «тотального эффекта», на поиски
Бирса в области композиции и проблематику «страшных» рассказов. Задача дипломной работы определить «степень» оригинальности новеллистики Бирса, исследовать новаторство его в жанре новеллы. Новизна данного исследования заключается в изучении влияния факторов, сформировавших оригинальный подход писателя к данному жанру. В работе рассмотрено соотношение «страшных» рассказов Бирса и американской фольклорной традиции устного рассказа-«страшилки» (заимствование отдельных мотивов, сюжетных коллизий и персонажей), проявившихся в тематике «страшных» рассказов, и выявлены оригинальные авторские приемы в русле этой традиции. Данный вопрос освещается в первой главе дипломной работы. Бирс усовершенствовал структурную композицию, построение новелл, введя прием дополнительной детали в композицию. Модель построения его новелл представима в следующем виде: завязка обширная композиция кульминация псевдоразвязка развязка. С помощью двойной развязки писатель добивался усиления эмоционального эффекта, увеличения драматизма повествования. Обычно псевдоразвязка являла собой удачное разрешение конфликта, положенного в основу сюжета, развязка же истинная развенчивала мнимый хэппи-энд и окрашивала повествование в трагические тона. Этому посвящена вторая глава. Традиционно рассказы Аброза Бирса классифицируются как сатирические и психологические (при этом подразумеваются именно рассказы Бирса). Реалистическое изображение будней войны и психологии человека на войне были творческим открытием Бирса, здесь бессмысленно искать американских предтеч. А следовательно, вся его система художественных координат, вызывающая столько ассоциаций с новеллами По, на деле остается явлением вполне самостоятельным и оригинальным. В отличие от сатирических и военных рассказов, тематика «страшных» новелл Бирса целиком посвящена ирреальному. Характерно, что скептика и позитивиста Бирса так привлекало все внешне необъяснимое, а сатирик в нем охотно разоблачал и высмеивал всех тех, кто мог поверить в возможность рассказанного. В настоящей работе изучается возможности «сблизить» сатирические и «страшные» рассказы Бирса на основе идеи использования в них писателем сходных приемов (фантастика, гротеск как элементы эстетики «ужасного»). Сатирический гротеск Бирса, как нам представляется, являет собой совершенно особый фон для изображения событий в его «страшных» рассказах столь неожиданное и оригинальное использование этого приема как нельзя более органично вписывается в эстетику писателя. Благодаря такому комбинированию стилистических средств, впечатление, производимое конкретным рассказом, заметно усиливается. Этому посвящена третья глава. В заключении подведены итоги исследования, и сделаны выводы о важном значении творчества Бирса в дальнейшем развитии жанра новеллы в литературе XX века. В приложении к дипломной работе приведен список проанализированных произведений Амброза Бирса.

Формирование жанра «страшного» рассказа

Особенность традиции

Короткий рассказ (новелла) был достаточно распространенной в Америке жанровой формой в первой половине XIX века; видимо, вошедшая в поговорку стремительность американской жизни в некотором роде заставила американских писателей быть краткими. Рассказы (а печатались они, главным образом, в популярных журналах, что также не могло не сказаться на развитии жанра) были именно тем средством, благодаря которому некоторые самые характерные произведения лучших американских писателей получили одобрение публики. Американская
1 2 3 4 ...    последняя
НА САЙТЕ:
,
,
Rambler TOP100 Яндекс цитирования