Top100
Поиск: реферат, курсовая, диплом
Поиск рефератов [+]

Студик.ру / Банк рефератов / Москвоведение /

Достоинство Кремля

ПЛАН:

1. Введение. 2. Современный Алмазный Фонд. 3. История Алмазного Фонда.

ВВЕДЕНИЕ.

На мой взгляд тема Алмазного фонда является одной из са- мых интересных тем, представленных в курсе "Московеде- ние". Я давно интересуюсь историей Алмазного фонда и фирмы Фа- берже. Раньше в советской литературе умалчивалось содержание Алмазного фонда до 1917 года. Также почти не говорилось о ре- визии, проходившей с 1920 по 1923 год, которая отобрала "вто- ростепенные" вещи из царской коллекции Бриллиантовой комнаты, после которой русские сокровища все чаще и чаще стали появ- лятся на Западных антикварных ювелирных аукционах. В советской исторической публицистике сообщалось о том, как в трудные годы становления молодого Советского государства Алмазный фонд был не только сохранен, но и преумножен. Только в конце 80-х годов начали появляться статьи, правдиво рассказывающие о судьбе Ал- мазного фонда при Советской власти и разоблачающие "ювелирную политику" бывших руководителей Советского государства. Эти статьи и послужили поводом для написания этого реферата.

СОВРЕМЕННЫЙ АЛМАЗНЫЙ ФОНД.

Алмазный фонд СССР - это государственное собрание уникаль- ных драгоценных камней и произведений ювелирного искусства, имеющих выдающуюся историческую, художественную и материальную ценность. Выставка Алмазного фонда в Московском Кремле откры- лась 2-го ноября 1967 года - к 50-летию Советской власти. Ее открытие стало заметным событием в культурной жизни нашей страны. Первоначальный срок работы выставки был определен в один год, но в связи с ее широкой популярностью в 1968 году было решено преобразовать выставку в постоянно действующую. Выставка Алмазного фонда СССР занимает два зала нижнего этажа Оружейной палаты. Экспозиция открывается витринами с советскими природными алмазами - ювелирными и техническими. Тысячи каратов алмазов находятся в них. Во втором зале экспонируется историческая часть Алмазного фонда: уникальные драгоценные камни, известные как " Семь исторических камней", или " Семь чудес Алмазного фонда", в которые входят алмаз "Орлов", алмаз "Шах", плоский портретный алмаз, гигантские шпинель, изумруд и сапфир; импе- раторские регалии, старинные ордена, лучшие образцы ювелирных изделий 18-19 веков. По исключительной красоте и ценности поч- ти каждый из этих экспонатов заслуживает отдельной витрины. Посетителей, выходящих из полутьмы "исторического зала снова в первый зал, встречают ярким блеском витрины советских бриллиантов (4500 каратов) и современных ювелирных изде- лий. Красота, разнообразие и благородство форм, виртуозное исполнение этих изделий свидетельствуют о высоком совершенстве советского ювелирного искусства. Здесь же представлена обширная коллекция цветных драго- ценных камней, в которой почетное место занимает изумруд - ка- мень столь же драгоценный и сегодня еще более редкий, чем ал- маз. Советским изумрудам и драгоценным камням первого класса - рубинам, сапфирам и александритам - посвящена отдельная витри- на. И наконец, уральские самоцветы, полудрагоценные и поде- лочные камни. Их красота никого не оставляет равнодушным. Центральная витрина. Внешне спокойный, но колдовски маня- щий, поистине подземный свет золотых и платиновых самородков, фантастических произведений нерукотворного искусства неживой природы. Эта коллекция самая большая в мире, ей более 150 лет.

ИСТОРИЯ АЛМАЗНОГО ФОНДА.

Составившие основу Алмазного фонда исторические ценности России
- императорские регалии, драгоценные камни и ювелирные из- делия, накопленные в течении столетий, - юридически не были собственностью русских царей. Они принадлежали "короне" - госу- дарству и выдавались царствующим особам "для временного пользова- ния". Предыстория Алмазного фонда как государственного собрания восходит к эпохе Петра Первого, который в 1719 году при организа- ции Камер-коллегии впервые включил в ее регламент параграф "О подлежащих государству вещах".После петровской "рентереи" корон- ные ценности хранились в специальных охраняемых помещениях, носивших название Комнаты его императорского величества, а с 1839 года - Бриллиантовой комнаты. Ведали ими различные отделы кабинета его императорского величества, а с начала 19 века - спе- циальное Камеральное отделение ( Камеральная часть ) . Русские цари и царицы, особенно в 18 веке, стремясь затмить роскошью иностранных владык, стараясь увеличивать богатство и пышность своего двора. Они приобретали лучшие экземпляры драго- ценных камней, создавали из них соответствующие украшения и хра- нили их неподалеку от "своего монаршего внимания". Большинство этих вещей приобреталось на государственные средства, а небольшая часть поступала в виде подарков, и поэто- му кроме регалий,т.е. знаков монархической власти,в состав корон- ных драгоценностей включались и светские украшения, пользоваться которыми могли только царицы. Порядок хранения, учета, пополнения коронных драгоценностей и бриллиантов время от времени учитывались и меняли места хране- ния. При Николае Первом окончательно определилась юридическая природа коронных драгоценностей как части государственного иму- щества. Значительные вклады в Алмазный фонд были сделаны в 18 веке, особенно при Елизавете и Екатерине Второй, - большая часть рега- лий, яркие, светские украшения стиля рококо, прекрасные но более строгие изделия классического стиля. Среди многих драгоценных камней главное место тогда занимал бриллиант.18 век называли веком бриллианта. В ювелирных изделиях начала 19 века продолжены лучшие традиции русского ювелирного прикладного искусства, но среди более поздних изделий уже не встретишь произведений, сравнимых с шедеврами 18-начала 19 века. Они становятся суше и в целом ординарнее. Эволюция вкусов хорошо отражают данные А.Е.Ферсмана о составе предметов, отобранных в 1922 году для Алмазного фонда: вещи, изготовленные или приобре- тенные в 1761 году (Петр Первый, Елизавета), - 20 процентов; в 1762 - 1801 годах (Екатерина Вторая, Павел Первый) - 40; в 1802 - 1855 годах (Александр Первый, Николай Первый) - 25; 1856 - 1899 годах (Александр Второй, Александр Третий, частично Николай Второй) - 10; в 1900 - 1917 годах (Николай Второй) - 5 процентов. Почти ничего неизвестно о тех, кто создавал эти шедевры: большинство исторических ценностей Алмазного фонда безымянны. Лишь три имени за двести лет дошли до нас: Позье, Дюваль, Пфисте- рер. В начале первой мировой войны драгоценности Бриллиантовой комнаты были поспешно и беспорядочно, даже без описи, эвакуирова- ны в восьми сундуках из Петрограда в Москву. Так, без проверки, их приняли в Оружейную палату Московского Кремля вместе с другим эвакуированным имуществом Камеральной части. Впоследствии их за- валили новыми грузами, и в таком виде они хранились вплоть до Ок- тябрьской революции. После жестоких боев Октябрьской революции чудом уцелели цен- ности Кремля - как находившаяся там эрмитажная коллекция, так и бессмертные сокровища самого Кремля, хотя постройки сильно
1 2 3
НА САЙТЕ:
,
,
Rambler TOP100 Яндекс цитирования