Top100
Поиск рефератов [+]

Студик.ру / Рефераты / Педагогика /

Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности

РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. С.А. ЕСЕНИНА

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

«Рекомендовать к защите» Заведующий кафедрой _____________________ «__» ____________ 2000 г.

ЦЫГАНОВА Юлия Владимировна

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА И СТЕПЕНЬ ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

Дипломная работа

Научный руководитель проф. Степанов Н.А.

Рязань 2000 г.

Введение 3 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 9 ГЛАВА 1 9 § 1. Место внеклассной работы в структуре социально-педагогической работы в школе и ее роль в социализации ребёнка. Формы организации внеклассной социально-педагогической работы. 9 ГЛАВА 2 26 § 1. Современный подход к внеклассной работе. Новые формы внеклассной работы. 26 § 2. Направления стратегии воспитания в современной школе. 29 § 3. Исследовательская деятельность по проблеме внеклассной работы 38 Заключение. 47 Список использованной литературы: 53 приложение 57 Введение Социальное воспитание детей является одним из важных факторов стабилизации общества. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности. Школы зачастую не могут выбрать необходимую направленность внеклассной и общешкольной работы. Это приводит к потере времени, интереса учеников и ухудшению отношений учеников и учителей. Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь. Воспитание целенаправленный процесс формирования гармонично развитой личности. Воспитание обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества, становление их активными субъектами. Данная тематика достаточно широко рассматривается в литературе: 1. Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. М. «Политиздат», 1990 г. 2.Мальковская П.Н. «Социальная активность старшеклассников», М. «Педагогика», 1988 г. 3.Немировский В.Г. Социология личности, Красноярск, 1989 г. 4.Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися, М. «Просвещение», 1980 г. 5. Никитина Л.Е. Социальное воспитание детей фактор стабилизации общества №7 за 1998 г. В данной литературе проблема внеклассной работы рассматривается с разных точек зрения. Описываются этапы становления социально-педагогической работы в школе, отмечается сопряженность социальной работы с социальным пространством и его временными характеристиками. Так же отмечается возрастающая роль внеклассной работы в социализации ребенка. Указываются основные формы организации внеклассной работы. Описываются современные подходы к внеклассной работе, ее новые формы. Рассматриваются направления стратегий воспитания в современной школе. Школа в которой я проходила практику проводится эксперимент «Школа на улице Л. Толстого. Шаг в 21 век». Элемент новизны состоит в том, что в процессе исследования описана социально-педагогическая деятельность в контексте этого эксперимента. Основная проблема дипломного проекта выражается в отсутствии: · точного представления (научной системной картины)
об эффективности воспитательной (социально-педагогической) работы в школе № 37 · Разработанных социально-педагогических технологий организации внеклассной работы. Объектом исследования является внеклассная работа. Предметом исследования были социально-педагогические механизмы воздействия внеклассной работы на личность ребенка, формирование социальных качеств, влияние заинтересованности учеников и учителей на эффективность внеклассной работы. Цель дипломного проекта является оценка эффективности внеклассной работы, выработка рекомендаций по оптимизации социально-ориентированного процесса внеклассной работы Задачи: 1. Определить степень заинтересованности учеников и учителей во внеклассной работе. 2. Определить степень совпадения интересов педагогического коллектива и учеников. 3. Определить место внеклассной и общешкольной работы в школьной жизни. 4. Определить направленность внеклассной работы (на развитие каких личностных качеств по мнению учителей должна быть направлена внеклассная работа). Для решения поставленных задач в данном дипломном проекте использовались различные методы сбора социологической информации: - Анкетирование самостоятельное заполнение анкеты респондентами - Интервьюирование предполагает личное общение социолога с респондентом. - Наблюдение- целенаправленное, систематезированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в дневнике наблюдения. Ранее в школе проблемы внеклассной работы не исследовались, не была оценена важность влияния педагога на ученика, в данном дипломном проекте было выявлено влияние внеклассной работы на развитие личности, рассмотрена деятельность педагога как координатора процесса социализации и самовоспитания, по совершенствованию взаимодействия двух основных социальных субъектов, под воздействием которых формируется личность общества и индивида. Гипотезы: 1.Соцеально-педагогическая работа не является приоритетной в деятельности учителей предметников. 2.Социально-педагогические элементы включены в деятельность не всех учителей предметников. 3.Образовательный процесс строится без точного учета социального эффекта. 4.Воспитательная работа осуществляется вне контекста общей образовательной деятельности. С помощью результатов исследования можно выделить основные направления оптимизации процесса внеклассной работы. При оценке эффективности проводимой внеклассной и общешкольной работы я выделила основные критерии эффективности внеклассной работы: 1.Получение дополнительных внепрограммных учебных знаний. Индикатор: число учащихся, посещающих факультативные занятия , число учащихся назвавших нормой поведения чтение дополнительной литературы. 2.Занятия спортом, физическое совершенствование. Индикатор: число учащихся посещающих различные секций, число учащихся назвавших основными ценностями жизни здоровье, число учащихся назвавших нормой поведения занятия спортом 3.Занятия искусством. Индикатор: число учащихся принимающих участие в различных театральных постановках, КВНах, праздниках, и т. п. В 4.Исполнение социальной роли. Индикатор: число учащихся принадлежащих к различным общественным организациям, и занимающихся общественной деятельностью. 5.Занятия в русле избранной профессии. Индикатор: число учащихся обучающихся в профессионально-ориентированных классах, число профессионально-ориентированных учащихся. 6.Комфортность в школе. Индикатор: число учащихся ощущаюших себя «хозяевами школы». 7. Характеристика. Самооценка значимости своей личности
1 2 3 4 ...    последняя
На сайте:
,
,
Rambler TOP100 Яндекс цитирования