Top100
Поиск рефератов [+]

Студик.ру / Рефераты / Педагогика /

Экспериментальная педагогика

Экспериментальная педагогика

Осознав возможности, силу эксперимента, педагоги-исследователи конца XIX - начала XX в. начинают связывать с ним большие надежды, уповая на то, что волшебным ключом эксперимента удастся открыть двери педагогической истине. Родилось мощное исследовательское течение, получившее название «экспериментальная педагогика». Толчком послужили впечатляющие эксперименты А. Си-корского по изучению умственного утомления школьников с помощью учета ошибок в диктантах (1879), Эббингауза по запоминанию материала (1885), исследования круга представлений школьников, выполненные Холлом (1890), изучение интеллекта учеников, начатое Бине и Симоном (1900), изучение типов представлений у школьников (Штерн, Нечаев, Лай), памяти у детей (Бурдон, Ист, Мейман) и многие другие интересно задуманные и часто изящно выполненные опыты. И хотя результаты исследований значительного влияния на педагогическую практику не оказали, была доказана возможность проникнуть с помощью эксперимента в сложнейшие проблемы воспитания. Не осталось, кажется, ни одной области, где бы педагоги не пытались применить эксперимент, вплоть до исследования нравственной сферы и процессов, происходящих в коллективах. Распространился так называемый метод определений: ребенок давал определение нравственному понятию или, наоборот, называл его по признакам. Для выяснения представлений использовались также методы оценки поступков литературных героев, метод недописанных рассказов и басен, из которых нужно было «вывести мораль». В начале 30-х годов был широко распространен метод коллизий, т. е. решений жизненных затруднений, из которых нужно было находить выход. Иногда для облегчения давались готовые решения с разными установками: враждебной, нейтральной и положительной, - одну из них надо было выбирать. Для изучения настроений и интересов детей и подростков применялся метод анонимных записок: в специальный ящик, вывешенный в школе, ребята опускали записки с интересующими их вопросами. Анализ вопросов показывал направленность интересов подростков, их настроения, уровень развития. Педагоги-эксперименталисты немало сделали для педагогической науки. Многие связи, зафиксированные ими, вошли в золотой фонд педагогической теории. В силу известных причин, о которых расскажем ниже, экспериментальные исследования педагогических проблем в нашей стране были приостановлены в середине 30-х годов и вновь возрождены лишь в 70-е годы. Что случилось? Почему? Как? Не захотите ли вы выяснить это?

Преданья старины глубокой

Обычно пишут, что метод эксперимента педагогика позаимствовала у естественных наук. Вряд ли это соответствует действительности. Когда в Х в. до н.э. Ликург поставил социально-педагогический эксперимент, естественных наук не было и в помине. А произошло тогда вот что. Около 30 веков назад на полуострове Пелопоннес, самой южной части современной Греции, существовало могущественное государство Спарта. Случилось так, что трон государства унаследовал несовершеннолетний сын царя Харилай. Править страной он не мог, и поэтому вся государственная власть перешла в руки его дяди и опекуна Ликурга. Ликург был человеком наблюдательным. Немало времени и сил он отдал изучению естественных явлений. Многое понял. А главное - не побоялся сделать смелые выводы из своих наблюдений. Если верить легенде, однажды Ликург продемонстрировал весьма показательный опыт, наглядно подтверждающий силу воспитания. Он отобрал у ощенившейся суки двух щенков и посадил их
в глубокую яму. Воду и пищу спускали вниз на веревке. Двух других щенков из того же помета он оставил расти на свободе. Пусть проходят курс «собачьей науки» в жизни. Когда щенята выросли, Ликург велел выпустить на виду у собак зайца. Как и следовало ожидать, щенки, выросшие на свободе, погнались за зайцем, догнали его и задавили. А щенки, выросшие в яме, бросились наутек. В историю Ликург вошел как автор законов, которые считались образцом человеческой мудрости, о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что они без всяких изменений применялись в течение многих столетий. Граждане Спарты должны были вести здоровый и умеренный образ жизни. До самой смерти они были военнообязанными, не должны были уделять большого внимания своему быту, обедать могли только в общественных столовых - сиситиях. Полагалось также воспитывать детей в государственных школах под руководством опытных наставников.

Задумаемся над грустной таблицей

Обратимся к материалам исследований. Приведем таблицу, составленную французским исследователем Г. Леем. Он прослеживает влияние социальных факторов на появление умственно отсталых детей, число которых продолжает увеличиваться и в нашей стране. В таблице обобщены результаты обследования бытовых условий 150 нормальных и 150 слабоумных парижских детей.

Факторы

Число случаев на 150 нормальных детейЧисло случаев на 150 слабоумных детейНеправильные роды812Судороги в детстве375Искусственное питание 2918Появление первого зуба не ранее 8 месяцев323Начало хождения после 24 месяцев460Первое слово после 24 месяцев360Неопрятное поведение после 36 месяцев334Недержание мочи в школьном возрасте216Дед со стороны матери алкоголик756Дед со стороны отца алкоголик866Бабушка со стороны отца алкоголичка15Бабушка со стороны матери алкоголичка05Дед или бабушка туберкулезны2744Родители туберкулезны3870Предки с нервными или психическими болезнями28101Предки с психическими болезнями, интернированные в больнице510Предки - эпилептики411Число братьев и сестер438985Число умерших братьев и сестер71 (16%)352 (36%)Из них умерших от судорог и болезней мозга36(51%)256 (73%)Отец - неквалифицированный рабочий2548Мать работает вне дома6086Отец был под судом и наказан3373Мать была под судом и наказана1239Число правонарушителей78424На сколько лиц приходится одна комната1,332,65На сколько лиц приходится одна кровать1,42,41Заработок в семье на одно лицо во франках6,682,96Тесты с нами

На практике обычно применяется, не один, а комплекс тестов для всестороннего изучения определенных качеств. Для примера познакомимся с тестом чешского психолога й. Йырасека, составленным для диагностики уровня вербального (словесного) мышления шестилетних детей. Этот тест входит в комплекс тестов для определения школьной зрелости. Тест ВМ (вербальное мышление)

1. Какое животное больше - лошадь или собака? Лошадь=0, неправильный ответ=-5. 2. Утром мы завтракаем, а в полдень ...? Обедаем=0, полдничаем, ужинаем, спим и т. д.=-3. 3. Днем светло, а ночью...? Темно=0, неправильный ответ=-4. 4. Небо голубое, а трава ...? Зеленая=0, неправильный ответ=-4. 5. Черешни, груши, сливы, яблоки ... это что? Фрукты=1, неправильный ответ=-1. 6. Почему раньше, чем проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы? Чтобы никто не попал под поезд и т.д.=0, неправильный ответ=-1. 7. Который час? (Показать на бумажных часах: четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого и пять минут.) Хорошо показано
1 2 3 4 ...    последняя
На сайте:
,
,
Rambler TOP100 Яндекс цитирования