Top100
Поиск рефератов [+]

Студик.ру / Рефераты / Психология /

Тревожность у детей



Проблема тревожности у детей младшего школьного возраста

Дипломная работа

Содержание

Введение __________________________________________________________4ГЛАВА I Теоретическое обоснование феномена тревожности _______71.1. Исследование проблем тревожности в отечественной психологии ____71.2. Рассмотрение феномена тревожности в зарубежных научных школах_ 121.3. Рассмотрение проблемы школьной тревожности ___________________20ГЛАВА II Особенности взаимодействия детей младшего школьного возраста со сверстниками _________________________________________ 322.1. Стратегии взаимодействия и их влияние на эффективность совместной деятельности ____________________________________________ 322.2. Коммуникативная компетентность _______________________________402.3. Связь коммуникативной компетенции и неудовлетворение ребенка положением в группе сверстников ___________________________________ 49глава III Экспериментальные исследования влияния специально организованных коррекционных упражнений по формированию коммуникативных умений детей младшего школьного возраста, направленных на снижение уровня тревожности при взаимодействии в системе “ребенок-ребенок” _______________________________________

563.1. Психодиагностическое исследование, направленное на выявление уровня тревожности у детей младшего школьного возраста (констатирующий эксперимент) _____________________________________

573.2. Система коррекционно-развивающих занятий, направляемых на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста (формирующий эксперимент) ________________________________________

623.3. Анализ коррекционно-развивающей работы (контрольный эксперимент) ______________________________________________________ 74Заключение ________________________________________________________79Литература ________________________________________________________81приложение ___________________________________________86Приложение №1 Результаты методики “Измерение уровня тревожности Тейлора” __________________________________________________________ 87Приложение №2 Результаты “Теста школьной тревожности Филлипса” _88Приложение №3 Результаты социометрического исследования представлены в виде социоматриц ___________________________________90Приложение №4 Результаты социометрического исследования __________92Приложение №5 Рекомендации для учителей по работе с тревожными детьми младшего школьного возраста ________________________________ 94Приложение №6 ____________________________________________________100Введение В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредствуясь особенностями “Я-концепции”, отношение к себе. До этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму “замкнутого психологического круга”, ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности. Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации
и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти “возрастные пики тревожности” являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей. В данные “возрастные пики тревожности” тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога, дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста. Цель исследования изучение проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста. Объект исследования проявление тревожности у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования причины возникновения тревожности у детей младшего школьного возраста. Гипотеза исследования предполагается, что установление определенных причин повышенной тревожности у детей младшего школьного возраста способствует проведению целенаправленной коррекционно-развивающей программы, приводящей к снижению тревожности в поведении детей младшего школьного возраста. Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи: 1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме. 2. Исследовать особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста и установить причины повышенной тревожности. 3. Изучить влияние специально организованных коррекционно-развивающих занятий, направленных на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста. Комплекс методов исследования представлен следующими группами: - анализ и обобщение психологических и педагогических источников по проблеме исследования с использованием категориального аппарата и принципов психологической науки, прежде всего принципов системности и развития; - формирующийся эксперимент (в форме организованных коррекционно-развивающих занятий с детьми второго класса и работа с педагогическим коллективом); - констатирующий и контрольный эксперименты, направленные на выявление уровня тревожности, а также фиксацию результатов, достигнутых после проведения коррекционно-развивающих занятий; - методы качественного и количественного анализа эмпирических данных. Теоретическое и практическое значение работы в том, что была сделана попытка систематизации теоретических источников в связи с изучаемыми проблемами, установлена зависимость между тревожностью и неудовлетворенностью статусным местом в группе сверстников детей младшего школьного возраста. Была сделана попытка создания системы коррекционно-развивающих занятий, включенных в систему общеобразовательных уроков, способствующих снижению тревожности в поведении детей младшего школьного возраста. Апробации внедрения результатов исследований проходили: 1. В процессе экспериментальной работы в Гимназии иностранных языков г. Бийска с детьми второго класса. 2. В докладе на студенческой научно-методической конференции, посвященной 95-летию со дня рождения А.Н. Леонтьева “Научный вклад А.Н. Леонтьева в отечественную психологию” 28 ноября 1998 г. 3. В докладе на межвузовской научно-практической
1 2 3 4 ...    последняя
На сайте:
,
,
Rambler TOP100 Яндекс цитирования