Top100
Поиск рефератов [+]

Студик.ру / Рефераты, банк рефератов, курсовые, дипломы / Религия и мифология /

Введение в догматическое богословие - лекция 1

А.Горин Церковь ЕХБ (НАДЕЖДА(, г. Москва Введение в догматическое богословие Курс лекций прочитанных в Ц. “Надежда” (1997-8 гг.) (В начале курса хочу дать некоторые советы: относительно заметок во время лекций, о его краткости и неисчерпываемости; если будут вопросы задавайте, а с ответом, посмотрим; о необходимости чтения учебников, общих трудов, но прежде всего источников(: Не надо обольщаться, но настроиться на логическое осмысление. Не нужно библицизма, поймите правильно. Мы будем рассуждать о многообразии пониманий догмы в истории Церкви, а в голову другого не влезешь. Тем труднее осмыслить развитие мысли, если она принадлежит человеку далекого от нас времени. Христианство многолико. Богу чужда унификация. |пояснить и развить| Иной раз то, что само собой разумеется иным богословом, покажется нам совершенно чуждым и вредоносным. Здесь не надо спешить, а попытаться понять, что сформировало его мышление. Надо быть достойным философии и уважать точку зрения другого. Общим здесь будет следующее мы, каждый, имеем свое понимание истины и свое же понимание точки зрения другого. В частности, библейских авторов. Вещи вообще невозможно понять такими, какими они-есть-в-себе. Всезнающий Бог, надо полагать, учитывает это в Своих непосредственных и исторических отношениях с нами. В рамках нашего разума, развивая его мыслительные способности и обогащаясь опытом человеческой и христианской мысли мы будем рассуждать об этих отношениях и их рациональной фиксации). Лекция 1. Назначение и смысл богословского занятия. Место богословия во внутренней и общественной жизни христианина. Вселенское значение богословского дискурса для Церкви. Зачастую человек, занятый богословскими поисками, сталкивается с негативным отношением христианина к богословию в церковной среде. В пределе дело доходит до утверждений о вреде всякого богословского образования для духовной жизни и “непосредственности” отношений человека с Богом. Самая расхожая формулировка этого такова: “Зачем нужно богословие и богословское образование, если у нас есть Слово Божие?! В начале XIX в. (особ. в Англии) было много евангелистов, кот. начинали с этой позиции. Чем они закончили мы знаем. Это было время постреформационного (неоперившегося библицизма(. Г.Ньюман был еванг., но пришел к выводу, что если ограничить себя текстом, без традиции богословского отражения, то скоро придешь к ереси. Ты не можешь развить доктрину только с текста (пр.: унитарии). Лютер, Кальвин, Уэсли, Эдвардс Были убеждены в необходимости богосл. занятий. Они говорили о дополнительном откровении. На Соборах (Никея и пр.) Отцы собирались вместе и ждали Св. Духа для богословских размышлений о том, как им пользоваться текстом в тех ситуациях, которые и вызвали к жизни их собрания. Необходимо богословствовать, чтобы применить текст к жизни. Существует идея о веках мрака. Однако изучение истории показывает кипение богословской мысли (и до Лютера). Уиклиф, Савонарола. Но даже в (конформистской( среде мы находим достжения осмысления божественной реальности на языке своего времени. Бог славно проявлял себя всегда. (Дж. Эдвардс: A History of the Woke of Redemption.) Прекрасным примером будет творчество Ансельма Кентербеийского Cur Deus Homo христология! Это один из основных стержней в богословии, напрямую выходящий на практику отношений с Богом. БОГОСЛОВИЕ ВЕРА ИЩУЩАЯ ПОНИМАНИЯ. Fides Quarens Intellectum (Ансельм). Богословие возникает автоматически! Вы думаете о тексте, задаете вопросы к нему и т.д. Т.о. вопрос не в том,
нужно ли нам богословие, но хотим ли мы хорошего или плохого богословия?! Августин: (Любить Бога разумом( мы нуждаемся в богословской мысли, чтобы расти в Боге. Любить Бога разумом помещать все мысли, концепции, системы в Божье присутствие. Мы мыслим богословски, когда думаем об отношениях Бога к миру, о месте веры в жизни. Но нельзя мыслить в одиночку! (: Мы сможем легко убедиться в том, что для принесения Ев. людям, необходимо глубокое понимание культур, систем, религий, концепций философской антропологии, концепций отношений человека с Богом. |ПР.: Индуистская концепция (аннигиляции( вечная жизнь ужасна для индуса. Существование страдание.| Нам не избегнуть контакта с представителями разных культур и религий. Современный мир глобальная деревня. (пояснить.) Сегодня наши дети сидят за одной партой, а мы учимся и работаем в одних группах с носителями таких мировоззрений, которые были раньше за тысячи километров от нас и о кот. мы и вовсе не слыхивали. Правда, в России подобная диффузия не столь велика. Но наше о-во открыто для проникновения идей, что зачастую приводит к эклектизму в умах. Да и вообще, большая дифракция менталитета затрудняет понимание. (пояснить.) Необходимо изучать структуры человеческого мышления (это уже на грани психологии-душепопечительства). Отсутствие же классического образования и выпадание из преемственного опыта глобальных мыслительных процессов, отсутствие осмысления их, приводит к дурной “простоте”. Человек не вполне отдает отчет в своих собственных воззрениях и в том, что их породило (достойно ли оно принятия). Оказавшись в Церкви такой человек не в состоянии вполне прежить глубину веры, осмыслить ее. Он подходит к ней “по-пионерски” (пояснить.) Богословие абс. нуждается в том, чтобы дать нам понимание нашей веры чтобы (напр. в общении с будд.) не просто некритически цитировать Писание/РСБ, но говорить о его содержании, понимать образ библейских дискурсов (разного рода анализы, от низшего-высшего до структурально-культурологического критицизма), осмысливать и оценивать его аргументы. Посл. к Евр.: (облако свидетелей(. Мы часть Церкви (одной Церкви!) на земе и на небесах. Мы, просто, последняя (в смысле, очередная) часть здания Церкви. Ансельм начинал богословие с молитвы. (Невозможно вполне постигнуть духовные реалии в посюстороннем состоянии). Однако, мы нуждаеся в некоторой согласованности взгладов, чтобы понимать, что редмет нашей веры имеет смысл. Мы не можем вполне верить в то, что не имеет смысла. (Хотя, конечно, нужны глубочайшие расуждения о структурах разума, смысла и их согласованности от Канта до Витгенштейна). Как бы то ни было, но мы имеем разум, как неотъемл. часть нашего бытия. (Любить Бога разумом(, а (люби, и делай что хочешь(! Необходима дисциплина разума и его работа. Итак, наша последовательность Философия религии |со всеми гуманитарными науками: философией, историей, психологией, лингвистикой| (не только цитировать текст по причине многообразия мира) гносеология |пояснить о структурах разума| (факт разума) !вера ищущая понимания! построение определенной гармонии своих и Церковных христианских воззрений на уровне современного метадискурса. Сегодня многиие богословы не имеют системы. Этот век не любит систем. Но мы хотим иметь когерентную систему, знать как вещи соотносятся друг с другом. |ПР.: как будет строиться богословия вокруг утверждения, что Христос=высший ангел?!| Во Христе все соединено (Еф. 1:10 a)nakefalaiw/sasJai, Евр. 1:3 fe/rwn te ta\ pa/nta tw=? r(h/mati th=j
1 2 3
На сайте:
,
,
Rambler TOP100 Яндекс цитирования