Top100
Поиск рефератов [+]

Студик.ру / Рефераты, банк рефератов, курсовые, дипломы / Религия и мифология /

Дзен-буддизм

Дзэн-буддизм

Дзэн буддизм-это образ жизни и взгляд на жизнь , который нельзя свести к какой-либо формальной категории современной мысли. Это не религия и не философия , не психология и не наука . Это образец того ,что в Индии и Китае называют «путь освоения» и здесь дзэн-буддизм родственен даосизму , веданте и йоге . Будучи формой буддизма одной из систем Махаяны , учение дзэн делало акцент на методе , а не на доктрине . Так по дзэн , истина непознаваема с помощью рассудочной деятельности и не выразима словом . Дзэн-буддизм отрицает «слово» как средство передачи истины . Целый комплекс весьма своеобразных технических приёмов , призванных пробудить интуицию ( неожиданные прикосновения , щипки , толчки , удары кулаком или палкой ) использовался в процессе коллективных бесед учеников с наставником . Главный приём , с помощью которого наставник добивался эффекта ориентация на шок , так называемая шоковая терапия . «Путь освобождения» не поддаётся положительному определению. Его можно описать лишь косвенно ,указав чем он не является , подобно тому ,как скульптор раскрывает образ ,удаляя лишние куски мрамора или камня . В историческом отношении Дзэн является результатом развития двух древних культур : Китая и Индии и он носит скорее китайский ,чем индийский характер . С XII века Дзэн распространился в Японии и получил там поистине творческое развитие . Дзэн-буддизм это ценнейший дар Азии миру. Дзэн связал своё происхождение как с даосизмом так и с буддизмом и так как он обладает ярко выраженной китайской спецификой , лучше начать или изучать его китайские истоки и на примере даосизма показать что такое «путь освобождения» . Большинство затруднений и мистификаций , возникающих при изучении Дзэн связано с незнанием китайского мышления . И следовательно основная задача заключается в том чтобы найти и оценить различия в основных предпосылках мысли и в самом методе мышления . Именно эти клише , совершенно непригодные для таких явлений , как Даосизм и Дзэн , создают впечатление , что «восточный склад ума» представляет собой нечто мистическое , иррациональное и непостижимое . Но нельзя сказать , что эти чисто китайские и японские материи не имеют ничего общего с нашей культурой . Благодаря исследованию Р.Х.Блиса, которые он опубликовал в книге «Дзэн в английской литературе» было показано , что основные прозрения Дзэн носят универсальный характер. Основной причиной , по которой Даосизм и Дзэн являются загадкой для европейского ума заключается в ограниченности представления европейцев о человеческом познании .Европейцы считают знанием , лишь то , что Даос назвал бы условным , минимальным ,конвенциальным знанием:

«Мы не чувствуем , что знаем нечто до тех пор , пока не можем определить это в словах или в какой-нибудь традиционной знаковой системе , выражая их в математических или музыкальных символах . И такое знание называется конвенциальным , условным потому ,что оно является предметом общественного соглашения (конвенции) договорённости относительно средств общения . По другому Дзэн называют Чань ( по японский) . Признаки отличающие Дзэн(Чань) буддизм от других направлений буддизма трудно различимы . Дзэн обладает вполне определённым и присущим только ему духом . Хотя само слово Дзэн ( дхиана ) означает медитацию , другие школы буддизма придают медитации больше значения . Но характерной особенностью для Дзэн является то , что для Дзэн вовсе не обязательны упражнения в форменной медитации . Принцип Дзэн : « нечего больше
сказать» не оригинален также как и убеждение в том , что истина невыразима словами . Это было в Мадхьямике и в учении Лао-Цзы : Знающие не говорят, Говорящие не знают. Дух Дзэн обладает определённой прямотой . В других школах буддизма пробуждение (бодхи) представлялся чем-то далёким , почти сверхчеловеческим , достижимым лишь после многих и многих существований , полных терпеливого усилия . В Дзэн же всегда присутствует такое ощущение , будто пробуждение нечто вполне естественное , почти осязаемое , и которое может произойти в любой момент. Если его трудно достичь , то лишь потому , что всё слишком просто . Та же прямота характеризует и методы обучения Дзэн : он указывает истину прямо и непосредственно , не отвлекаясь игрой в символы . Прямое указание ( чжи-чжи ) означает открытое выражение Дзэн с помощью несимволических действий или слов . Многим они могут показаться странными , а порой бессмысленными . В ответ на вопрос о природе буддизма учитель произносит какие-то пустые слова о погоде , о явлениях или производит обыкновенное впечатление (действие) , внешне не связанное с философскими или духовными материями . До середины династии Тан дзэн не достиг зрелости .

Ещё характерным признаком Дзэн является внезапное (мгновенное) пробуждение (дунь-у) без какой-либо предварительной подготовки ,то следовательно предпосылки этого принципа надо искать в Индии . Ланкаватара Сутра : «Существуют как постепенные и внезапные (югапат) достижения просветления : 1. Очищение загрязнённых устоев или проекций ума 2. Внезапный переворот в глубинах сознания , при котором исчезает дуалистический взгляд на мир (паравритти) Тогда сознание уподобляется зеркалу , мгновенно отражающему любые появляющиеся перед ним формы и образы . По принципу Ваджрачхедика или Сутры Алмазного меча «достигнуть побуждения равно тому что ничего не достигнуть» . То есть если нирвана действительно возможна только здесь и сейчас , так что искать её означает её потерять и следовательно постепенное приближение к ней вряд ли уместно . Достичь её можно только сейчас непосредственно . Возникновение Дзэн вполне естественно объясняется знакомством Даосов и Конфуцианцев с основными принципами буддизма Махаяны . И возникновение традиций , близких Дзэн , наблюдается почти сразу , как только прославленные сутры Махаяны стали известны в Китае . Вималакирти Сутры оказала значительное влияние на Дзэн Вималакирти , отвечающий «громовым молчанием» является любимой темой художников - дзэн-буддистов . Основное значение этой сутры для Дзэн состоит в том что совершенное просветление не противоречит занятиям каждодневной жизни , что высшим достижением человека является «вступить в просветление , не истребив омрачения (клеша)». Такой взгляд импонировал и конфуцианскому и даосскому складу ума . В дзэн придавалось особое значение выражению буддийского духа в формально светских сферах во всех видах искусства , в ручном труде , в любви к миру природы . Большую роль в развитии Дзэн сыграли две разработанные Шен-Чжао (384-414) молодой монах , один из лучших учеников Кумараджива , который был переписчиком конфуцианских и даосских текстов ), концепций : его взгляд на время и перемены и идея о том , что «праджня» - это «знание» . «Прошлое- находится в прошлом и не проистекает из настоящего . Настоящее находится в настоящем и не проистекает из прошлого ». По Дзэн : каждый момент жизни «содержит сам себя и неподвижен» . Дзэн-буддистская «естественность» расцветает лишь в том , кто расстался
1 2 3
На сайте:
,
,
Rambler TOP100 Яндекс цитирования